Мы начинаем цикл статей, посвященный постройке и
эксплуатации больших яхт. О том, что происходит на первых этапах процесса
постройки мегаяхты, рассказывает Денис Перевозников, управляющий проектами
моторных яхт, автор блога о яхтенной индустрии.
— Денис, давай по порядку. Есть люди, которые попросту не
знают, с чего начать реализовывать свое желание иметь яхту. Что посоветуешь?
— Я думаю, нет смысла говорить о том, какую яхту выбирать.
Это дело личных предпочтений и бюджета.
Примерно как с машиной: моделей много — к чему душа лежит,
то и покупаешь.
— Но разница-то между производителями есть.
— Есть, конечно. Но все не так явно и однозначно, как
кажется на первый взгляд. Если говорить про новострой, то при правильной
организации процесса строительства эти различия можно свести к минимуму. Если
говорить про б/у яхты, то всё зависит от множества факторов, это отдельная
большая тема.
— Давай пока не будем ее касаться. Если у клиента есть
жгучее желание построить собственную яхту, куда ему податься в первую очередь?
— Как ни банально, сперва ему нужно выбрать компанию или
человека, который будет представлять его интересы — менеджера проекта. У
каждого из них свои методы работы. Я сначала встречаюсь с заказчиком и выясняю
его предпочтения. Обычно они сводятся к требованиям по скорости, количеству
гостевых кают, району плавания. К моменту разговора у заказчика, как правило,
есть на примете несколько моделей яхт, которые ему нравятся, но которые требуют
доработки. Здесь не то, там не так.
Ориентируясь на его пожелания, мы выбираем дизайнера и
морского архитектора. Встречаемся с ними, обсуждаем варианты, обговариваем
условия их участия в проекте, параллельно подбираем судостроителя и обсуждаем
варианты с ним. В итоге через 1–2 недели мы готовим для заказчика несколько предложений-абрисов
и примерные бюджеты на проектирование и строительство яхты. Объясняем отличия,
плюсы и минусы, риски.
http.yacht-me.blogspot.com |
— Чем нужно руководствоваться при выборе дизайнера и
морского архитектора?
— В основном, все зависит от типа яхты, которую хочет заказчик.
У кого-то отлично получаются водоизмещающие яхты, у кого-то —
полуводоизмещающие, а кто-то самый лучший в проектировании катамаранов. На
выбор влияет текущая загруженность дизайнера, условия его работы и,
естественно, цена.
Некоторые просят за участие в проекте 1 млн евро (для
47-метровой яхты), другие готовы работать за гораздо меньшие деньги.
Те же принципы для выбора морского архитектора.
http.yacht-me.blogspot.com |
![]() |
http.yacht-me.blogspot.com |
— Выбор сделан. Что дальше?
— Выбрали дизайнера и морского архитектора и начинаем с ними
плотно работать. Конечно, у каждого свой подход в работе с заказчиком, но
обычно он делится на несколько этапов. Первое, разработка предварительного
профиля яхты и предварительного попалубного плана яхты. Во время этих этапов
дизайнер работает в тесном содружестве с морским архитектором и инженером по
системам, что позволяет на ранних сроках избежать проблем, которые могут
возникнуть на поздних этапах.
Как только эти этапы завершены, готовим пакет документации,
включающий в себя: теоретический чертеж корпуса, предварительную оценка веса,
скорости, дальности плавания, расчеты по остойчивости и тоннажу. И в конце
начинается детальная проработка проекта. Готовятся список основного
оборудования и техническая спецификация яхты, готовится окончательный
попалубный план проекта в AutoCAD и чертеж, демонстрирующий сечение судна по ДП
с указанными высотами интерьерных помещений.
Все эти документы одинаково важны. Это фундамент всех
будущих расчетов и взаимоотношений.
Здесь главное, чтобы между всеми участниками проекта
постоянно шла живая коммуникация — «работа всякого нужна одинаково». Все
пожелания клиента должны быть учтены.
http.yacht-me.blogspot.com |
— Что в итоге получит заказчик?
Заказчик получит пакет документов, состоящий из попалубного
плана, расчетов скорости, дальности плавания, тоннажа и веса яхты,
теоретического чертежа корпуса и технической спецификации. Этого достаточно,
чтобы приступить к переговорам с судостроителями. Можно провести тендер среди
верфей или пойти к уже приглянувшейся верфи и обсудить с ними цену и условия
контракта.
К слову, спецификация яхты — это краеугольный камень всего.
Что там написано, то заказчик получит в итоге. Важно, чтобы
она была максимально детализирована в части описания технических свойств и
производительности различного оборудования, должна содержать критерии качества.
Если написано «яхта будет покрашена», то в итоге вы получите крашеную яхту, но
вы никогда не сможете предъявить судостроителю ничего, если сквозь краску будут
видны шпангоуты, и все поверхности будут покрыты шагренью и блистерами.
— Блистер?
— Выглядит как вспучивание краски. Вообще, не надо бояться
показаться занудным при подготовке спецификации. Лучше потратить время на
выяснение всех деталей, чем потом ругаться и предавать анафеме всех подряд.
— Что самое сложное на этом этапе?
— Понять, чего действительно хочет будущий владелец от яхты,
помочь ему избежать опций, навязанных маркетолагами верфи.
— Например?
Например, открывающийся лацпорт в каюте владельца.
— А что с ним не так?
— В общем-то, все. Открывать его можно только при
определенных морских условиях, выполняется эта работа экипажем, экипаж также
должен будет принести и установить леерное ограждение. На всю эту операцию
уйдет минут 30. В итоге момент, ради которого все это задумывалось, будет
упущен. Изнутри лацпорт и его механизмы выглядят, так сказать, необычно и
диссонирует с общим дизайном интерьеров.
— Да уж, нюансов много.
— Их не просто много, их тысячи. Поэтому очень важно
будущему владельцу яхты найти поверенного в этом вопросе. Не надо пытаться
разрулить ситуацию собственноручно или с помощью домашнего офиса. Вы увидите
проблему, когда в нее упретесь, а управляющий проектом видит проблему в начале
пути. Это как плутать по лабиринту — лучше, когда у кого-то есть карта и опыт
его прохождения. Я к тому, что каждый должен заниматься своим делом.
— Дальше выбираем верфь и подписываем с ней письмо о
намерениях (обычно верфь инициирует подписание этого документа, для правовой
базы сотрудничества до подписания основного договора). Здесь начинается работа
по окончательному согласованию спецификации и попалубного плана. Верфь всегда
будет иметь замечания, комментарии, уточнения. И задача представителя заказчика
следить, чтобы его интересы не были ущемлены.
Параллельно с этим начинаем работать с проектом договора на
строительство. В нем тоже необходимо учесть много нюансов: от стоимости
нормочаса при расчете изменений к контракту до ответственности верфи, если яхта
не достигнет спецификационных характеристик.
По окончании этого этапа у нас есть комплект документов,
включающий в себя: контракт на строительство, график платежей, график поставок
заказчика, общий график проекта, техническую спецификацию и попалубный план.
![]() |
yacht-me.blogspot.com |
— Кто проверяет всю эту информацию? Сомневаюсь, что это
можно сделать в одиночку.
— Проверяет много людей. В каждом конкретном случае надо
принимать решение, как поступить оптимально. Если ты строишь серийный проект
где-нибудь на Heesen, то не имеет смысла лезть к ним с кульманом и учить их
строить. Если ты строишь лодку под заказ на том же Heesen, то не мешало бы
проверять чертежи более детально. Но, опять же, все зависит от условий
контракта и спецификации.
Конечно, если строить где-нибудь в Турции, России или Китае,
то надо контролировать установку каждого болта (какой материал, кто
производитель, где куплено, как установлено).
Для таких проектов формируется проектная команда, в которой
есть специалисты по сборке и сварке, электрики, механики, изоляционщики,
инспекторы по покраске и интерьерам.
— Какую роль играешь ты?
— Я выступаю в таком случае как директор проекта. Делаю то
же, что и любой директор: отвечаю за работу всего подразделения, за его
политику и развитие в целом.
— Тяжело управлять проектом, когда сотрудники не в офисе за
стенкой, а разнесены по странам и часовым поясам?
— Да, в общем-то, тяжело первые сто лет, потом привыкаешь.
Главное правильно организовать процесс. У нас есть своя система отчетности,
есть общая база документации на выделенном сервере, есть графики, есть
стремление людей работать на результат с душой и огоньком. Проект в итоге — это
хорошо смазанный и выверенный механизм, который движется по заранее намеченной
траектории, а ты в определенные моменты задаешь ему необходимый вектор
движения.
По материалам: http://itboat.com/
Комментариев нет:
Отправить комментарий